Посемейный список села Пшада и окрестных сел за 1910 год (Фонд № 214, опись №2, дело №59)
В архивном отделе администрации муниципального образования город-курорт Геленджик находятся на хранении посемейные списки за 1910 и 1922 годы, отреставрированные в 2015 году. В рамках данной выставки предлагаем ознакомиться со списком 1910 года по следующим населенным местам: аул Холодный Родник, участок Папай (в будущем - аул), участок Молдаванка (в будущем - аул), участок Черный аул, Цыганков аул (в будущем - хутор).
Следует отметить, что посемейные списки являются интересным, хотя и редко встречающимся источником генеалогической информации. Они дают представление о динамике естественного прироста и убыли населения в отдельно взятом обществе. В сельских обществах пореформенной России, т. е. после крестьянской реформы 1861 года, посемейные списки составлялись волостными правлениями. Обновление таких списков происходило с периодичностью один раз в десять лет (точнее, до десяти лет), после чего старые списки, как правило, уничтожались.
Строго говоря, посемейный (семейный) список – это одно из средств административного учёта населения дореволюционной России. Составленный однажды на бланке, отпечатанном типографским способом, посемейный список дополнялся новой информацией на протяжении нескольких лет подряд, год за годом, а когда внесение поправок становилось уже затруднительным, заводился новый список.
Вышеупомянутый бланк посемейного списка содержал десять граф, обязательных к заполнению. В первой графе проставлялся порядковый номер семьи, во второй – номер, за которым семья была упомянута в последней ревизской сказке. В графах с третью по восьмую фиксировались подробные сведения о мужской половине семьи: фамилия (а зачастую и прозвище), имя и отчество главы семьи, имена его сыновей, внуков, братьев и т. д. – то есть налицо были все родственники мужского пола, проживавшие совместно. Указывался их возраст на 1 января текущего года и прочие сведения.
Графы девятая и десятая предназначались для записи сведений о женщинах, проживавших в семье. В них содержались сведения об именах и отчествах жён и дочерей, а также факты замужества и смерти. Такое, очевидное на первый взгляд, «неравенство полов» объясняется, прежде всего, тем, что в 1874 году, когда в России была введена всеобщая воинская повинность, посемейные списки приобрели стратегическое значение, по ним составлялись списки призывников. К слову сказать, в графе 8-й, последней «мужской» графе посемейного списка, указывали даты начала поступления на действительную воинскую службу, ее окончание, зачисление в запас и так далее, то есть те самые стратегические сведения.