Актуальные вопросы о ценах на товар
28.02.2024 |
Актуальные вопросы о ценах на товар
Остановимся более подробно на ключевых моментах установления цен, вытекающих из норм законодательства, рекомендаций Роспотребнадзора, и ответим на актуальные вопросы. Допускается ли устанавливать в отношении одного вида товаров различные цены в зависимости от способа их оплаты?
Нет, прямой запрет на установление продавцом в отношении одного вида товаров различных цен в зависимости от способа их оплаты – посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
Могут ли в магазине цены при оплате банковской картой быть выше, чем при оплате наличными средствами?
При оплате товаров продавцу запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов. Таким образом, недопустимо установление разной стоимости для потребителя на один и тот же товар, даже со ссылкой организации на уплату процента по договору эквайринга. Напомним, если выручка организации от реализации товаров за предыдущий год превышает 20 млн руб., то она обязана принимать карты "МИР".
Может ли цена дифференцироваться в зависимости от категории потребителей?
По общему правилу, в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
Может ли потребитель проверить правильность установления цены для весового товара?
Да, в случае продажи продавцом товара, цена которого определяется на основании цены за единицу измерения товара – вес (масса нетто), длина и т. п. для проверки потребителем правильности цены и измерения приобретенного товара в месте продажи на доступном месте должны быть установлены средства измерений. Причем эти средства должны находиться в исправном состоянии и соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений.
Может ли потребитель фотографировать витрины с товаром и ценниками?
Да, на торговых объектах (за исключением мест, которые определяются продавцом и не предназначены для свободного доступа потребителей) не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара. Но такие действия не должны нарушать требований российского законодательства и международных договоров.
Когда покупатель должен быть уведомлен о цене при дистанционном способе продажи товара?
Перед его покупкой. Предусмотрена обязанность продавца до заключения договора предоставить потребителю информацию об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Что делать, если цена, указанная на ценнике товара, не соответствует цене на кассе?
Если на полке в магазине указана одна цена товара, а на кассе кассир пробивает соответствующий товар по другой, как правило более высокой цене, то потребитель имеет право требовать продать товар по той цене, которая указана на ценнике. В магазинах ценник вместе с товаром является публичной офертой – задокументированным предложением, и продавец обязан продать покупателю товар по цене, которая в этой оферте указана. По закону покупатель имеет право на получение информации о товаре, а продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителя необходимую и достоверную информацию о товаре (в том числе, о его цене), обеспечивающую возможность его правильного выбора.
Покупателю, попавшему в такую ситуацию, следует обратиться к администратору магазина, сообщить ему о проблеме с ценой на товар и попросить продать товар по той цене, которая указана на ценнике. Если проблему невозможно решить на месте, то можно подать жалобу на деятельность торговой организации в Роспотребнадзор по месту жительства, в том числе в электронном виде через портал госуслуг.
Как быть, если покупатель расплатился за товар и только после этого заметил ошибку в цене?
Даже в этом случае покупатель имеет право вернуть разницу в цене между чеком и ценником.
При выявлении несоответствия цен на ценниках и чеках Роспотребнадзор рекомендует придерживаться следующего алгоритма:
• зафиксировать информацию о цене, размещенную на ценнике (сфотографировать ценник) – это потребуется для использования в качестве доказательства в случае возникновения спора с продавцом;
• предъявить претензию продавцу – для этого целесообразно сразу после покупки потребовать у кассира пригласить уполномоченного представителя продавца и устно предъявить ему претензию. Если он откажется ее удовлетворить, то нужно предъявить продавцу письменную претензию с описанием возникшей ситуации (указав дату, время инцидента, наименование товара, сумму на ценнике и по чеку) – в претензии можно предъявить одно из следующих требований: о возврате разницы цены товара между чеком и ценником, об отказе в разумный срок от исполнения договора розничной купли-продажи и требовании возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков в связи с непредоставлением возможности незамедлительно получить при заключении договора достоверную информацию о товаре;
• при отказе продавца в удовлетворении претензии – обратиться в суд с исковыми требованиями к продавцу: о взыскании неосновательного обогащения в виде разницы в цене товара между чеком и ценником; о расторжении договора розничной купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы.
• Можно ли размещать в магазине объявления, что актуальную цену нужно уточнять у продавца, а не ориентироваться на ценник?
Актуальная информация о цене товара всегда должна быть на ценнике. Законодательством предусмотрено, что продавец обязан обеспечить наличие ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, цены за единицу товара или за единицу измерения товара (вес (масса нетто), длина и др.). Именно эта информация обеспечивает возможность правильного выбора товара.
• Куда потребитель может обратиться с жалобой на нарушения, связанные с ценой на товар?
Как правило, для защиты прав потребителей применяется претензионный и судебный порядок. Первый предполагает возможность предъявления претензий самому продавцу, нарушившемся права и интересы потребителя, которые при невозможности решения спора на месте будут служить доказательством наличия спора и использования истцом досудебных методов его урегулирования в дальнейшем. Если же претензионный порядок не дал результатов, то в дело вступает суд.
• Куда можно подать иски о защите прав потребителей?
Такие иски могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является ИП, – по месту его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения филиала или представительства. Подать иск можно как судье на приеме, так и заказным письмом с уведомлением о вручении.
• Какие документы необходимо приложить к иску?
К исковому заявлению можно приложить чеки, фотографии, любые другие доказательства, подтверждающие нарушение.