Защита прав потребителей во Всемирный день шопинга
11.11.2023 |
Защита прав потребителей во Всемирный день шопинга
11 ноября празднуется Всемирный день шопинга. В этот день потребителям следует знать, что независимо от того, приобретался ли товар во Всемирный день шопинга или в иной другой день, в который предоставляются скидки на товары, потребитель не лишается предусмотренных законодательством прав, в том числе на возврат или обмен товара.
Так, при приобретении товаров дистанционным способом, т.е. путем ознакомления потребителя с их описанием посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других), сети «Интернет» или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления с товаром либо его образцом, правоотношения между потребителем и продавцом регулируются Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2463 (далее – Постановление), а также Законом РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-І «О защите прав потребителей» (далее – Закон).
Продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи с любым лицом.
Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом потребителю документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор.
При дистанционном способе продажи товаров с использованием сети «Интернет» продавец предоставляет потребителю подтверждение заключения договора розничной купли-продажи (номер заказа или иную идентификацию заказа) на условиях оферты, которая содержит существенные условия этого договора.
При продаже товара через Интернет продавец обязан обеспечить возможность ознакомления потребителя с офертой путем ее размещения на сайте (в программе для ЭВМ), если соглашением между продавцом и владельцем агрегатора не предусмотрен иной порядок исполнения такой обязанности.
Товар признается непредназначенным для продажи дистанционным способом в случае, если продажа такого товара подразумевает предварительное согласование условий договора розничной купли-продажи, в том числе согласование наличия, наименования и количества товара, а также в иных случаях, когда продавец явно определил, что соответствующий товар не предназначен для продажи дистанционным способом.
Продавец предоставляет потребителю полную и достоверную информацию, характеризующую предлагаемый товар, по средством ее размещения на сайте и (или) странице сайта в сети «Интернет».
Потребителю в момент доставки товара должна быть представлена информация о товаре, предусмотренная статьей 10 Закона, а также информация о порядке и сроках возврата товара. При отсутствии подобной информации в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение 3-х месяцев с момента передачи товара. Обязанность продавца, предусмотренная пунктом 3 статьи 26.1 Закона, признается исполненной также в случае предоставления потребителю информации с помощью электронных и иных технических средств.
Доставленный товар передается потребителю по указанному им адресу, а при отсутствии потребителя – любому лицу, предъявившему информацию о номере заказа, либо иное (в том числе электронное) подтверждение заключения договора.
Согласно пункту 4 статьи 26.1 Закона потребитель вправе отказаться от товара надлежащего качества в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней.
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя такого документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
При отказе потребителя от товара надлежащего качества продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
В случае продажи товара дистанционным способом не подлежит применению Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденный Постановлением.
Права потребителя и последствия продажи товара ненадлежащего качества регулируются статьями 18–24 Закона.
Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
За непредоставление полной и достоверной информации о товаре продавец несет ответственность, предусмотренную пунктами 1-4 статьи 18 Закона.
При дистанционной торговле продавец обязан доводить до потребителя информацию о форме и способах направления претензий. В случае если такая информация продавцом не представлена, потребитель вправе направить претензию в любой форме и любым способом.
Оплата товара потребителем путем перевода средств на счет третьего лица, указанного продавцом, не освобождает продавца от обязанности осуществить возврат уплаченной потребителем суммы при возврате потребителем товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества.
Если потребитель приобрел товар, совершив покупку непосредственно в магазине, то он в соответствии со статьей 25 Закона вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Возврат товара купленного на распродаже или со скидкой потребитель имеет все основания требовать возврата денег или обмена товара, даже если продавец безапелляционно заявляет обратное.
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня его покупки.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный (кассовый) чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя подобного документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.
По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.
Обменять такой товар можно, если указанный товар не включен в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар, утвержденный Постановлением.
В случае приобретения товара ненадлежащего качества, независимо от способа приобретения, потребитель вправе заявить требования, установленные статьей 18 Закона.
Так, если обнаружены недостатки в товаре, в отношении которого гарантийные сроки или сроки годности не установлены, покупатель вправе предъявить требования в отношении его недостатков в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи его покупателю, если более длительные сроки не установлены законами или договором.
Покупатель также вправе предъявить требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
В ситуации, когда недостаток в товаре обнаружился за пределами гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель также вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 Закона, если докажет (посредством проведения независимой экспертизы), что недостатки в товаре возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (заводской брак).
В случае обнаружения существенного недостатка в товаре потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении такого недостатка, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостаток обнаружен и по истечении гарантийного срока, если срок гарантии свыше двух лет или двух лет со дня передачи такого товара потребителю (если гарантийный срок менее двух лет), но в течение установленного на него срока службы или в течение десяти лет со дня передачи потребителю в случае, когда срок службы не установлен.
В настоящее время продавцы используют множество способов, чтобы продать товар потенциальному покупателю. Одним из таких способов является продажа товара по скидке или акции. Большие скидки на товары привлекают покупателей.
Третья вещь в подарок
Распродажи могут проходить не только путем простого снижения цен на все или некоторые виды товаров, но и в виде различных акций. Например, покупателям предлагается приобрести три вещи по цене двух. Часто в чеке эта операция отражается как распределение стоимости третьего товара в качестве скидки на все товары. В этом случае все товары имеют цену. Но бывает и так, что третий товар не имеет цены и достается покупателю «бесплатно». И часто при возникновении недостатков в этом «третьем» товаре продавцы не принимают по нему претензии, т.к. товар был «в подарок». Однако это не так. Определение договора дарения дано в ст. 572 ГК РФ. Им является безвозмездная передача товара в собственность покупателя, не обусловленная выполнением им каких-либо встречных обязательств. При продаже товаров по схеме «Три по цене двух» безвозмездная передача третьего товара покупателю осуществляется только при условии выполнения им встречного обязательства — приобретения двух других товаров. Поэтому такая передача не может рассматриваться как дарение. Заплатив за товар в розничном магазине, покупатель тем самым заключает с ним договор розничной купли-продажи.
Что делать, если в купленном при распродаже товаре дефект?
Однако, достаточно часто продавцы вводят в заблуждение покупателя своими объявлениями: «Обмен и возврат товара, купленного по акции не производится». Установленная акция (скидка) – это право хозяйствующего субъекта (продавца). Она никак не может повлиять на права потребителя, утвержденные Законом РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон).
Законодательство РФ в сфере защиты прав потребителей не устанавливает ограничений гарантийных обязательств перед покупателем в период проведения распродажи и акционных кампаний. Тем самым при обнаружении в товаре каких-либо недостатков покупатель не может быть ограничен в своих правах. Проведение распродажи является правом продавца, но не может быть основанием для отказа в удовлетворении законного требования потребителя.
В случае обнаружения недостатка в товаре, приобретенном по акции (скидке), потребитель в соответствии со ст. 18 Закона РФ имеет право требовать:
· замены на товар этой же марки (модели);
· замены на товар другой марки (модели) с перерасчетом цены;
· уменьшения покупной цены;
· безвозмездного устранения недостатков купленного товара;
· расторжения договора купли-продажи с возвратом денежных средств.
Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток, его можно сдать в магазин.
Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть представлена информация об этом. Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только устно, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом). Например, если в товаре обнаружен дефект, который не оговорен продавцом, и не отмечен в чеке или в ином другом документе, покупатель имеет право сдать вещь обратно.
Если имеется информация о наличии в товаре дефектов (например, механические повреждения; отсутствие комплектующих; разные оттенки изделий и другие), то предъявление претензий продавцу по оговоренным при покупке недостаткам законодательством не предусмотрено.
Скидка или уценка на продукты питания?
Если продукт питания предложен со скидкой, следует внимательно изучить его со всех сторон: не нарушены ли условия хранения, срок реализации, внешний вид товара и запах. Известно, что продукты питания быстро портятся. С формальной точки зрения на товары, которые в скором времени предстоит снимать с полок, должна объявляться уценка, а не распродажа. Крупные торговые сети могут объявлять скидки на определенные группы продуктов именно потому, что они крупные, и они могут диктовать закупочные цены поставщикам. Кроме того, им это выгодно, потому что, приобретая продукты со скидкой, покупатель дополнительно тут же выбирает что-то еще. В итоге для продуктового магазина не столь значительна стоимость определенного товара, как важен приток покупателей, оборот продуктов и средняя стоимость потребительской корзины.