ПОТРЕБИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ!
26.04.2023 |
В адрес консультационного центра для потребителей поступает большое количество вопросов, связанных с возвратом товара надлежащего качества, купленного дистанционным способом. Потребитель жалуется, что продавец не принимает товар, ссылаясь на различные обстоятельства, в том числе и на «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену».
Обращаемся к Закону! Пунктом 4 статьи 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее Закон) предусмотрены сроки и порядок возврата «Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней». Иногда продавцом в добровольном порядке установлены более длительные сроки, отведенные для заявления потребителем права отказа от товара.
Внимание! Законом также предусмотрено, что срок отказа от товара вместо семи дней составляет три месяца, в случае «если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара».
Что должен знать потребитель, и какие условия он должен соблюдать для возможности заявления отказа от товара, купленного дистанционным способом?
Важно! «Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара».
Понятие «сохранение товарного вида» означает, что внешний вид, все составляющие, комплектующие товара, прилагаемые документы должны быть точно в таком же надлежащем состоянии, в котором товар был передан потребителю. Любое отклонение от этих требований может привести к злоупотреблению потребителем заявления данного права.
Понятие «сохранение потребительских свойств» означает, что потребитель товаром не пользовался (ничего в нем не изменял и «не усовершенствовал») и возвращает его с теми же свойствами и характеристиками, которые определил товару изготовитель.
Что касается документа, подтверждающего факт и условия покупки указанного товара, то Законом предусмотрено, «что отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца». Это может быть электронный кассовый или товарный чек; свидетельские показания.
Надо знать! В каком случае отказ от товара надлежащего качества невозможен? Законом установлено «Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем», то есть товар имеет «личностный» характер и не предназначен для предложения неопределенному кругу потребителей.
Обратить внимание! Ссылка продавца на невозможность отказа от товара, купленного дистанционным способом вследствие того, что товар входит в «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену», является неправомерной, так как данный Перечень применяется к иному праву потребителя, установленному статьей 25 Закона «Право потребителя на обмен товара надлежащего качества», содержащей прямое указание на данный Перечень.
- Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в городе-курорте Геленджик - 8 (86141) 3-22-14;
- ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" г. Новороссийска - 8 (86141) 5-75-07.
Адрес: г.Геленджик, ул.Мичурина, 16.
e-mail: bses-nvrsk@mail.ru, fbuzgel.ru - с пометкой «Интернет-консультации по защите прав потребителей»