НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАРКИРОВКЕ ТОВАРОВ С 1 ЯНВАРЯ 2026 ГОДА
20.11.2025
Маркировка товаров в 2026 году в России продолжит расширяться. К уже существующим категориям маркированных товаров добавятся новые группы, а также повысятся требования к контролю и учету продукции.
Маркировке будут подлежать как новые виды товаров (сладости, растворимые напитки, детские товары), так и товары, для которых этот процесс уже начат в предыдущие годы (молочная продукция, безалкогольные напитки, легкая промышленность и прочее).
Что такое маркировка «Честный ЗНАК» и как она работает
«Честный ЗНАК» — это национальная система цифровой маркировки товаров уникальным кодом Data Matrix, который содержит подробную информацию о движении товара: от производителя до конечного покупателя. Производители и импортеры наносят на товар индивидуальный код и передают данные в систему. При продаже код считывается кассовым аппаратом, что исключает возможность реализации нелегальной или контрафактной продукции.
Процесс включает несколько этапов:
- На этапе производства изготовитель заказывает в системе контрольно-идентификационные знаки (КИЗ) и присваивает их конкретным товарам.
- После маркировки товар отправляется на склад, проходит через цепочку логистики и в итоге появляется на полках магазинов.
- На каждом этапе движения продукции данные о ней фиксируются в единой цифровой системе.
- В момент продажи кассир сканирует Data Matrix-код. Кассовое ПО автоматически отправляет запрос в систему «Честный ЗНАК». Если код подтвержден как подлинный, товар числится в обороте и не имеет ограничений — операция проходит успешно. В противном случае — при отсутствии кода в базе, его дублировании или статусе «Выбыл из оборота» — касса блокирует продажу.
- Потребитель может проверить подлинность товара — для этого достаточно отсканировать Data Matrix-код через мобильное приложение «Честный ЗНАК», которое предоставит информацию о происхождении продукта
Маркировка 2026: какие новые товары подлежат обязательной маркировке
В 2026 году обязательная маркировка распространяется на широкий перечень товаров. Основными категориями таких товарных групп станут:
- Кондитерские изделия: печенье, мармелад, зефир, пастила, восточные сладости, вафли, шоколадные и ореховые пасты.
- Хлебобулочные изделия, круассаны, пирожные, рулеты, торты.
- Шоколадные изделия, драже, карамель, жевательная резинка.
- Детские товары: часть текстиля, игрушки, коляски.
- Легкая промышленность: одежда, белье, чулочно-носочные изделия.
- Безалкогольные напитки, включая безалкогольное пиво.
- Растительные масла, консервированные продукты, бакалея.
- Медицинские изделия, антисептики и дезинфицирующие средства.
- Корма для животных и ветеринарные препараты.
- Косметика, бытовая химия, товары личной гигиены.
- Строительные материалы и смазочные материалы.
Обязательная маркировка с 1 января 2026: что меняется
С начала 2026 года в обязательной маркировке товаров вступит в силу ряд изменений. Перечислим ключевые из них:
- Расширяется перечень товаров с обязательной маркировкой, включая новые категории детских товаров, кондитерских изделий, безалкогольных напитков и средств гигиены.
- Производители и импортеры обязаны наносить уникальные коды Data Matrix на каждую единицу продукции с последующим отчетом в систему «Честный ЗНАК». Сведения о розничной реализации маркированных товаров в «Честный ЗНАК» будут передаваться через ККТ. Нововведение будет действовать с 1 апреля 2026 года.
- Усиливается контроль за движением товаров по цепочке поставок через ЭДО (электронный документооборот). Для разных категорий товаров предусматривается поэкземплярный или объемно-сортовой формат учета.
- Розничные торговцы и маркетплейсы обязуются принимать только маркированные товары, что исключает продажу нелегальной продукции.
- Появляется возможность автоматических штрафов за нарушения в системе маркировки.
Планируется, что с 1 июля 2027 года участники оборота кондитерских изделий начнут передавать данные в «Честный знак» о движении товара с помощью ЭДО.
Помимо этого, с 1 июля 2027 года вводится маркировка и ввод в оборот для наборов и групповой упаковки.
Ответственность и штрафы за нарушение маркировки
За несоблюдение правил маркировки предусмотрены серьезные штрафы и ответственность:
- Для индивидуальных предпринимателей установлен штраф до 10 000 рублей за каждую единицу товара без маркировки.
- Для юридических лиц штрафы могут достигать 300 000—600 000 рублей и выше в зависимости от категории товара и масштабов допущенного нарушения.
- Продажа товара с просроченной маркировкой грозит юрлицам штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей. Для ИП штраф установлен в пределах от 10 000 до 30 000 рублей.
Также за нарушения требований по работе с маркируемой продукцией возможно наказание должностных лиц — руководителей и ответственных сотрудников.
