Коррупционный риск — это возможность совершения работником организации, а также иными лицами от имени или в интересах организации коррупционного правонарушения

Оценка коррупционных рисков проводится в несколько этапов:
- Подготовительный этап. Утверждение методики оценки коррупционных рисков, принятие приказа о её проведении, определение ответственного за оценку лица, формирование перечня и подборки необходимых локальных нормативных актов и иных документов.
- Этап описания бизнес-процессов. За основу может быть принята процессная модель или иные документы, содержащие формализованное описание бизнес-процессов организации. Описание рекомендуется формировать как в текстовой, так и в графической форме (например, в форме карты направлений деятельности, бизнес-процессов и подпроцессов).
- Идентификация коррупционных рисков. Выделение в каждом анализируемом бизнес-процессе критических точек и общее описание возможностей для реализации коррупционных рисков в каждой критической точке.
- Этап анализа коррупционных рисков. Подготовка детального формализованного описания возможных способов совершения коррупционного правонарушения в критической точке («коррупционных схем») и формирование перечня должностей работников организации, которые могут быть вовлечены в совершение коррупционного правонарушения в критической точке.
- Этап ранжирования коррупционных рисков. Оценка вероятности реализации и возможного ущерба от реализации каждого коррупционного риска, ранжирование коррупционных рисков по степени значимости в соответствии с заранее установленными критериями и определение приоритетов при принятии мер по минимизации коррупционных рисков.
- Этап разработки мер по минимизации коррупционных рисков. Подготовка предложений по минимизации всех или наиболее существенных идентифицированных коррупционных рисков.
- Этап оформления, согласования и утверждения результатов оценки коррупционных рисков. Формирование и представление на утверждение руководителю организации реестра (матрицы) коррупционных рисков организации и перечня должностей, связанных с коррупционными рисками.
Возможные меры по минимизации коррупционных рисков включают несколько основных блоков:
1) Организация, регламентация и автоматизация процессов, в том числе:
- детальная регламентация бизнес-процессов в критических точках (порядка и сроков реализации, документационного обеспечения, ответственных лиц), закрепление четких оснований и критериев принятия любых решений, влекущих конкурентное распределение выгоды (преимущества), сведение к минимуму дискреционных полномочий работников организации;
- сведение к минимуму ситуаций, при которых решение принимается работником единолично или на основании информации, подготовленной работником единолично, разумное расширение круга лиц, без участия (согласование) которых не может быть принято решение о распределении выгоды (преимущества);
- исключение ситуаций, при которых работник организации совмещает функции по исполнению решения и контролю за его исполнением;
- совершенствование механизма отбора работников для включения в состав комиссий, рабочих групп, принимающих управленческие решения, направленное в том числе на выявление и урегулирование конфликта интересов;
- автоматизация бизнес-процессов и отдельных подпроцессов (например, для закупочной деятельности могут быть внедрены такие процедуры, как подготовка закупочной документации или технических условий с помощью отдельных программных модулей путем заполнения определенных полей с как можно более частым выбором значений из закрытого предзаданного перечня, автоматизация процессов расчета стоимости технических условий и технического предложения, создание единой базы закупок и т.д.)
При наличии возможности при разработке соответствующего программного обеспечения целесообразно предусмотреть встроенный логико-форматный контроль и ограничители, не позволяющие совершать действия, направленные на организацию коррупционного правонарушения.
2) Совершенствование контрольных и мониторинговых процедур, в том числе:
- частичная автоматизация контроля: введение в информационные системы, сопровождающие деятельность работников организации, "индикаторов коррупции", позволяющих оперативно получать сведения о наличии в рамках реализации бизнес-процесса признаков коррупционных правонарушений;
- совершенствование механизмов выявления конфликта интересов в деятельности работников организации, в том числе путем внедрения специализированного программного обеспечения, позволяющего сопоставить информацию о родственниках работников с информацией о составе учредителей и органах управления контрагентов и конкурентов организации;
- совершенствование механизмов, позволяющих работникам организации своевременно сообщить о замеченных ими случаях возможных коррупционных нарушений, в том числе о ситуациях, когда в предполагаемые коррупционные правонарушения вовлечены их руководители;
- регулярный мониторинг информации о возможных коррупционных правонарушениях, совершенных работниками организации, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, публикаций в средствах массовой информации (например, создание эффективной "горячей линии");
- совершенствование механизмов внутреннего контроля за исполнением работниками организации своих обязанностей, с учетом вероятных способов обхода внедренных процедур контроля;
- совершенствование процедур внутреннего бухгалтерского и финансового контроля, в том числе процедур распределения и последующего использования средств на представительские расходы, на оплату услуг третьих лиц (консультантов, агентов, дистрибьютеров и т.п.), на благотворительные взносы и взносы на политические цели и т.д.
3) Информационные и образовательные мероприятия, в том числе:
- информирование контрагентов организации о последствиях коррупционных правонарушений;
- размещение информации об ответственности за коррупционные правонарушения в зданиях организации и на официальном сайте организации;
- проведение методических совещаний, семинаров, круглых столов, по вопросам противодействия коррупции, в особенности для работников организации, замещающих должности, связанные с коррупционными рисками;
- повышение квалификации работников организации, ответственных за предупреждение коррупции, по вопросам управления коррупционными рисками.