Новости

Расскажем вам о беспримерном подвиге и уникальном полете, совершенном из Геленджика.
В годы Великой Отечественной войны в Геленджике в короткие сроки были построены военные аэродромы. Здесь базировались истребительные, штурмовые, бомбардировочные, разведывательные авиационные части.
36-й минно-торпедный авиационный полк был сформирован 4 марта - 15 апреля 1942 года и вошёл в состав ВВС Черноморского флота.
В первых числах сентября 1943 г. в задачу полка входило нанесение бомбовых ударов на новороссийском направлении. Именно поэтому в сентябре часть полка была перебазирована на аэродром Геленджика.
28 сентября 1943 г. летчики 36-го МТАП совершили беспримерный в истории авиации Черноморского флота — перелет из Геленджика в румынский порт Констанца.
Базирующаяся на Кавказе советская авиация в тот период действовала в основном только на морских коммуникациях и лишь эпизодически атаковала ближайшие крымские порты. На главную морскую базу противника, Констанцу, из-за ее удаленности не летала. Но когда воздушная разведка обнаружила там скопление транспорта, нарком ВМФ адмирал Н. Кузнецов отдал приказ о проведении операции.
Удар приказано было нанести днем низколетящими торпедоносцами. Выбор пал на 36-й МТАП Героя Советского Союза подполковника А.Ефремова. Операция была задумана дерзкая. Только в одну сторону самолетам нужно было преодолеть около 800 км, а в общей сложности 1600 км без посадки и дозаправки. Чтобы уменьшить расход горючего, вместо 2-х торпед летчики взяли по одной. Ставка делалась на внезапность. В истории черноморской авиации подобного еще не было.
28 сентября в 11:00 с аэродрома Геленджик поднялись семь торпедоносцев A-20G. В экипаж Шио Бидзиновича Бидзинашвили входили штурман полка гв.капитан Ш.Кордонский, стрелок-радист сержант А.Кузнецов. 2-й экипаж: командир майор А.Фокин, штурман капитан Г.Писарев, стрелок-радист ст. лейтенант В.Андреев; 3-й экипаж: командир капитан В.Левашов, штурман лейтенант В.Ярыгин, стрелок-радист мл. сержант М.Еремеев; 4-й экипаж: командир ст. лейтенант В.Рукавицын, штурман мл. лейтенант П.Поярков, стрелок-радист старшина Г.Вертюков; 5-й экипаж: командир ст. лейтенант А.Рыхлов, штурман ст. лейтенант А. Клюшкин, стрелок-радист В.Степашко; 6-й экипаж: командир мл. лейтенант М.Дюков, штурман лейтенант И.Недужко, стрелок-радист сержант П.Миронов. Седьмой машиной командовал лейтенант Б.Маслов, а его штурманом был лейтенант Н.Жосан.
Однако противник был оповещен о приближении советских самолетов и успел отразить налет. В этой ситуации Бидзинашвили дал команду на разделение группы. Фокин и Рукавицын зашли со стороны открытого моря, по ним начали стрелять корабли из главных калибров. Когда до мола оставалось около 100 м, машина Рыхлова получила повреждение, был тяжело ранен Клюшкин. Истекая кровью, старший лейтенант сумел прорваться в порт и успешно торпедировал миноносец противника. Машины Левашова и Дюкова подбили. Летчики направили их туда, где можно было нанести максимальный урон.
В боевом донесении штаба 36-го МТАП говорится, что экипажи Бидзинашвили и Фокина потопили по транспорту, а Рукавицына и Рыхлова по миноносцу.
Назад в Геленджик вернулись только 4 экипажа. Экипажи Бидзинашвили, Левашова и Дюкова навсегда остались в Констанце.
Спустя четыре месяца штурман А.С. Клюшкин был извещен в госпитале, что ему присвоено звание Героя Советского Союза. В мае 1944 г. Героями стали А. И. Фокин, В. П. Рукавицын и А.Д. Рыхлов. 47 лет спустя, 4 октября 1990 года, Указом Президента СССР «за мужество и отвагу, проявленные в период Великой Отечественной войны 1941—1945 годов» было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза гвардии капитану Ш. А. Кордонскому. Остальные вернувшиеся получили ордена.
Информация подготовлена Геленджикским историко-краеведческим музеем. На фото: Владимир Павлович Рукавицын, с 1941 года командир авиационного звена 36-го МТАП. Илья Тихонович Волынкин зам.командира эскадрильи.
#Геленджик_Победа80 #80ЛетПобедаКубань
Источник: Пресс-служба администрации Геленджика.
Количество показов: 321
Дата изменения: 06.05.2025 16:56:17