Новости
Обстановка на новороссийском театре боевых действий к концу августа 1943 года складывалась следующим образом (из боевого приказа Северо-Кавказского фронта №905556 от 30.08.1943 г.): «противник… удерживает город и порт Новороссийск. Оборона города и порта представляет собой, при сплошной укрепленной линии, сложную систему сильных узлов сопротивления. Береговая полоса акватории гавани укреплена слабо, частично минирована. Ближайшие резервы - в составе не свыше одного полка - в районе сев. - зап. Новороссийск».
Этим же приказом командующий Северо-Кавказским фронтом генерал-полковник П.И. Ефимович поставил перед 18-й Армией задачу: «во взаимодействии с легкими силами и десантом Черноморского флота овладеть городом и портом Новороссийск, воссоединив разобщенные Цемесской бухтой силы армии».
Трудности прорыва в новороссийский порт заключалась в том, что в порту имелось 2 мола - Восточный и Западный, на которых противник за время оккупации города установил большое количество огневых точек. Кроме того, между молами были боносетевые заграждения (стальная сетка до дна на плавучих металлических шарах), возведенные нашими моряками при оставлении Новороссийска в сентябре 1942 года. Разведка донесла, что на оконечностях молов немцы проводят какие-то инженерные работы.
Планирование и подготовка всей операции осуществлялись в условиях строжайшей секретности. Катерникам 2-й БТК в ограниченное время предстояло решить сразу несколько сложных задач:
- уничтожение огневых точек на молах. Это была задача первостепенной важности, так как, если на молах уцелеют даже несколько пулеметных точек, они в упор будут расстреливать наши плавсредства, идущие к месту высадки;
- уничтожение (подрыв) боносетевого заграждения. Для катеров с десантом, идущих к берегу в центральном направлении, проход был свободным, а на восточном и западном направлениях боносетевые заграждения были непреодолимым препятствием;
- обеспечение взрывов торпед на берегу с целью уничтожения береговых огневых точек, а не при лобовом ударе, как это было во времена русско-турецкой войны.
Одновременно с решением этих задач предстояло выяснить, что находится между молами. Неоценимую помощь в этом вопросе оказал моряк из разведывательного отряда НВМБ, который ночью приплыл в порт, преодолев расстояние более 5 километров, отсиделся в развалинах одного из причалов в течение всего дня. На вторую ночь он незаметно подплыл к оконечности мола, нырнул, обнаружил трос, встал на него, и, определив глубину его погружения, направился обратно. Темная ночь и большая волна помешала разведчику в ориентировании. Выбравшись на берег в стороне от назначенного места, он наступил на противопехотную мину и подорвался. Потеряв много крови, моряк вышел к своим, был доставлен в госпиталь и после тяжелой операции, едва придя в сознание, показал, до каких пор доходила вода, когда он стоял на тросе. Оказалось, около 110 сантиметров, т.е. меньше осадки торпедного катера. К сожалению, фамилия разведчика так и осталась неизвестной.
7 сентября 1943 года к югу от Геленджикской бухты, на пляже под высоким обрывом, торпедный катер провел испытания усовершенствованной торпеды. Через 22 секунды на берегу метрах в 20 от уреза воды вырос огромный серо-желтый сноп огня и донесся громовой раскат. Прибывшие из оцепления моряки доложили, что эффект был мощнее, чем от взрыва 500-килограммовой фугасной бомбы. В течение следующих суток в Геленджике минеры переделали 102 ударника для торпед.
В это же время прорабатывались варианты и способы ликвидации боносетевого заграждения и троса. Одновременно минеры искали надежные способы подрыва «бочек».
Очень ценное предложение для защиты моряков и десантников от пуль и снарядов внес командир дивизионных мотоботов В. Димитриев: установить на катерах и плавсредствах броневые щитки и тюки с хлопком. Командир базы Г.Н. Холостяков одобрил это предложение и дал соответствующие распоряжения тыловым органам.
В итоге, очень трудоемкая работа была выполнена за 2-3 дня, а главное, помогла спасти жизни многих десантников. В предельно сжатые сроки были проведены подготовительные к десантной операции в Новороссийске работы.
В ночь с 9 на 10 сентября 1943 года из Геленджика в Новороссийск отправился крупный морской десант по освобождению города. Первыми шли катера «прорыва». Совершив торпедные удары по молам и огневым точкам на побережье, подорвав трос и уничтожив «бочки» боносетевого заграждения, они обеспечили проход десантных катеров в новороссийский порт.
Таким образом, впервые в истории боевых действий на море торпеды, предназначенные для уничтожения кораблей, были успешно применены для поражения наземных и бетонных целей. Почти одновременно было взорвано 35 торпед общей мощностью более 12 тонн взрывчатого вещества. Эта мощь смела 8 ДОТов и ДЗОТов, разрушила 5 Дотов и 4 ДЗОТа, прожектор и несколько полуоткрытых огневых точек.
После торпедного удара в ворота порвались катера с десантом. Одновременно перешли в наступление Восточная и Западная сухопутные группы советских войск. На следующую ночь в Новороссийск высадились дополнительные силы десанта, находившиеся в Геленджике и Кабардинке в резерве «в составе не менее одной стрелковой дивизии».
Противник при поддержке танков оказал упорное сопротивление, бросая в бой все новые и новые резервы. На помощь советским войскам, с большими трудностями, через Грушевую балку была переброшена 5-я гвардейская танковая бригада, которая на рассвете 13 сентября 1943 года вступила в бой.
15 сентября 1943 года система обороны противника в районе Новороссийска оказалась нарушенной, а к 9 часам вечера начался отход его главных сил. Утром 16 сентября 1943 года город и порт Новороссийск были полностью освобождены.
Приказом Верховного Главнокомандующего от 16 сентября 1943 года 19 воинским частям, как особо отличившимся, были присвоены почетные наименования «Новороссийская». Большинство этих воинских частей базировались, формировались и переформировывались в Геленджике.
Отрывок из книги «Город-курорт Геленджик - город воинской доблести».
#Геленджик #ГеленджикГородВоинскойДоблести #ВеликаяОтечественнаявойна
Источник: Пресс-служба администрации Геленджика.
Количество показов: 277
Дата изменения: 19.04.2024 19:15:11