Новости
В 1894 году в Геленджике работал цементный завод французско-русской компании. В 1986-1987 годах бельгийская компания открыла в городе лесопильный завод по производству паркета. Их руководство было заинтересовано в безопасном вывозе продукции морским путем. Для этого практически в центре Геленджикской бухты построили створный маяк и причал. Сегодня в море остались только остатки пристани.
Геленджикский створный маяк совершенно не похож на традиционную «маячную башню». Это двухэтажное здание в стиле модерн с нарядной отделкой и балконом включает в себя рабочие, служебные и жилые помещения. Рабочая часть маяка увенчана изящным флюгером и выделяется яркой красной полосой мореходного створа.
Автором здания считается француз Франсуа Жозеф де Тонде.
Задний створ маяка установлен на Маркотхском хребте в виде обелиска вблизи Сафари-Парка. Суда, которые причаливали к пристани, днем ориентировались на задний створ и красную полосу на самом маяке на набережной. В темное время суток направление указывали огни красного и зеленого цветов.
Маяк был оборудован французской оптикой като-диоптрической системой и освещался внутри оптики керосиновой установкой. В 1958 году маяк перевели на электрическое освещение.
Все эти годы маяк был и остается сегодня путеводной звездой для судов, которые входят в акваторию Геленджикской бухты. Во времена Великой Отечественной войны, ориентируясь на его сигналы, причаливали военные корабли, сегодня - гражданские.
Береговой створный маяк Геленджика, как и все маяки мира – уникален. К тому же за 125 лет существования он сохранил свой первоначальный облик. Здание маяка охраняется государством.
Интересные факты.
В журнале смотрителей маяка есть запись: «В 1942 году маяк по приказу должен был взорван. Но оставленный для взрыва начальника маяка П.Т. Соколов не произвел взрыва из-за жалости». Было принято решение закамуфлировать здание. Только после освобождения Новороссийска в сентябре 43-го, маяк снова начал выполнять свои функции.
Изначально территория маяка была больше, установленный штакетник доходил со стороны моря до кромки берега. Прохода по набережной, как и самой набережной в то время, не было. Лишь в 1956 году забор был заменен на каменный и перенесен на 8 метров от моря. Там он находится и по сей день.
Геленджикский береговой створный маяк работает и сегодня. Включается он за час до захода солнца и выключается через час после восхода.
Источник: Пресс-служба администрации Геленджика.
Количество показов: 2064
Дата изменения: 19.08.2022 14:46:33