Справедливые цифровые финансовые услуги
Цифровые финансовые услуги становятся частью повседневной жизни, в нашу жизнь стремительно вошли цифровые средства платежа и банковские мобильные сервисы.
В целом использование цифровых услуг несет неоспоримые преимущества потребителям в виде оперативности и доступности, однако нельзя забывать о том, что доступность услуги не означает ее безопасность. При недостаточном уровне финансовой грамотности потребителю легко запутаться в огромном количестве предложений. Зато при ответственном подходе значительно повышается взвешенность и эффективность принимаемых финансовых решений.
К финансовым цифровым услугам относятся:
- банковские операции (открытие вклада, расчетно-кассовые операции);
- переводы средств;
- получение кредита/займа; страховые услуги и т.д.
Любые действия на финансовом рынке обязательно должны совершаться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей».
Наиболее актуальными проблемами в данной сфере являются:
- непредоставление полной и достоверной информации об услуге/исполнителе;
- навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя;
- отказ в предоставлении финансовых услуг;
- хищение денежных средств со счета потребителя.
Распространенная ошибка потребителя - неоправданный риск в попытке быстро приумножить свои сбережения. Это нередко приводит в ловушку финансовых пирамид и других инструментов, обещающих сверхдоход.
Важно! При принятии финансовых решений, перед сделкой - не спешите! Внимательно изучите все документы, соберите и сравните информацию из разных источников.
Советы по безопасности совершения операций в интернете:
1. Внимательно отнеситесь к выбору организации, с которой вы взаимодействуете напрямую, именно эта организация принимает от потребителя деньги и поручение на их перевод получателю, а значит, отвечает за качество предоставления услуги.
2. Потратьте время на поиск и критическое изучение отзывов и информации о поставщике услуги, особенно если услуга сложная и связана с крупными финансовыми обязательствами;
3. Убедитесь, что поняли все основные условия предоставления услуги до того, как нажали виртуальную кнопку, ввели код или выполнили любое другое действие, которое поставщик услуги может расценить как выражение вашего согласия с условиями сделки.
4. Оплачивая товары и услуги в интернете банковской картой, убедитесь, что используется технология ЗD-Secure (в этом случае пользователя переводят на специальную страницу с полем для ввода кода подтверждения из СМС). При использовании данной технологии, в случае мошеннического списания средств с карты клиента, банк может оспорить операцию и вернуть деньги владельцу, однако на это потребуется время.
5. Используйте и регулярно обновляйте сложные пароли в приложениях, личных кабинетах и на самих устройствах.
6. Никому и ни при каких обстоятельствах не сообщайте пароли.
7. Если вы подозреваете, что пароль стал кому-то известен, немедленно смените его, заблокируйте банковские карты и доступ к интернет-банку.
8. Не пересылайте посторонним данные своих банковских карт, паспорт и т. д.
Совершая «простую» операцию, например, пополнение счета мобильного, потребитель даже не задумывается о том, какой путь проходят деньги, кто в этом участвует, и кто несет ответственность, если они «потеряются». В действительности, в большинстве процессов, возникающих при цифровизации финансовых услуг, участвует множество организаций, и если произойдет сбой, найти виновника и вернуть деньги может быть непросто.
Куда обратиться в случае нарушения прав потребителя?
- В управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю (350000, г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 100 - почтовым отправлением, на сайт 23.rospotrebnadzor.ru).
- Для получения консультаций по имущественным вопросам, можно обратиться в городской консультационный центр для потребителей Новороссийского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по адресу г. Геленджик, ул. Мичурина, д. 16., тел.: 8(86141) 3-17-46, 5-76-23.
Количество показов: 520