О практике рассмотрения гражданских дел с участием прокурора

25.02.2021
    Полномочия прокурора по участию в гражданском процессе определены статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ). В целях осуществления возложенных полномочий в соответствии с ч. 3 ст. 45 ГПК РФ прокурор вступает в процесс и даёт заключение по делам определённых категорий.
    Эти категории установлены как в самом Гражданско-процессуальном кодексе (споры о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причинённого жизни или здоровью, признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим, ограничении дееспособности, признании гражданина недееспособным, ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами, объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным), так и в других федеральных законах. В частности, Семейным кодексом Российской Федерации установлено, что с участием прокурора рассматриваются дела об усыновлении (удочерении), отмене усыновления (удочерения), лишении родительских прав, восстановлении в родительских правах, ограничении родительских прав, об отмене ограничения родительских прав.
    Одна из задач деятельности прокурора в судопроизводстве - не допустить вынесения незаконного и необоснованного судебного постановления и вступления его в законную силу. Участвуя в рассмотрении гражданских дел, прокурор пользуется правами, равными с остальными участниками процесса, активно участвует в исследовании доказательств, опросе сторон и допросе свидетелей, специалистов, заявляет ходатайства об истребовании документов, с помощью которых можно установить фактические обстоятельства.
Заключение прокурора объективно отражает установленные по делу обстоятельства, имеющие юридическое значение для правильного разрешения спора, а также интересы лица, права которого нарушены, вне связи с его процессуальным положением, независимо от того, является ли он истцом или ответчиком по делу.
    Прокурор вправе принести апелляционное, а затем и кассационное представление на незаконные судебные постановления.
    В частности, решением Ленинского районного суда г. Краснодара оставлено без удовлетворения исковое заявление Ю.Г.В. к Ж.Г.И. о признании ничтожным договора дарения квартиры, заключённого между сторонами в силу притворности, применении к указанной сделке правил договора пожизненного содержания с иждивением; признании недействительным договора дарения данной квартиры, заключенного между Ж.Г.И. и её несовершеннолетней дочерью; признании за истицей право собственности на спорную квартиру. Поскольку последствиями разрешения судом указанного спора явилась бы утрата Ю.Г.В. права на единственное жилое помещение, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ в рассмотрении судом указанного дела принимал участие прокурор, которым судебное постановление оспорено в апелляционном порядке. Суд апелляционной инстанции согласился с доводами представления прокурора о том, что истица заключила спорный договор помимо своей воли, так как заблуждалась относительно оформленных с её участием документов, полагая, что они связаны с оформлением над ней патронажа. Безвозмездное отчуждение единственной пригодной для проживания истицы квартиры не отвечало её интересам, намерение безвозмездно передать квартиру в собственность ответчику у неё отсутствовало. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам краевого суда решение районного суда отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении иска. В результате активной позиции прокурора восстановлены права престарелой Ю.Г.В.
    Благодаря вмешательству прокуратуры края, восстановлены трудовые права врача Клинического онкологического диспансера № 1. Решением Советского районного суда г. Краснодара удовлетворены исковые требования З. о восстановлении на работе в указанный диспансер, однако судебной коллегией по гражданским делам Краснодарского краевого суда решение отменено и по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении иска. При этом судом апелляционной инстанции не приняты во внимание положения Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснения Верховного Суда Российской Федерации о том, что, написав заявление об увольнении по собственному желанию без указания даты увольнения, работник вправе отозвать заявление об увольнении до истечения срока предупреждения. В данном случае, не убедившись в действительности намерений истца, истец незаконно расторг с ним трудовой договор в день написания заявления об увольнении. В связи с допущенными нарушениями требований трудового законодательства прокурором Краснодарского края внесено кассационное представление об отмене апелляционного определения, которое удовлетворено Четвёртым кассационным судом общей юрисдикции.
    Кроме того, на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если они по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав.
    Так, выявив нарушения прав Б.К.В. при снятии ГКУ КК «Центр занятости населения Тихорецкого района» его с учёта в качестве безработного, Тихорецкий межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах гражданина о восстановлении его нарушенных прав, в том числе обязании выплатить пособие по безработице. Суд согласился с доводами прокурора о том, что по причине введения на территории Краснодарского края с 13.03.2020 режима повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) истец не мог посетить центр занятости для перерегистрации, и снятие его с учёта в качестве безработного с одновременным прекращением выплат пособия по безработице незаконно.
    По заявлению прокурора Абинского района судом установлен юридический факт награждения медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», что позволило труженице тыла реализовать право на получение мер социальной поддержки в качестве ветерана Великой Отечественной войны.
    Согласно действующему федеральному и региональному законодательству инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на обеспечение необходимыми средствами реабилитации, лекарственными препаратами. Прокурорами в судебном порядке обеспечено возмещение гражданам денежных средств, затраченных ими на самостоятельное приобретение препаратов.
    Используя предоставленные гражданским процессуальным законодательством полномочия, органы прокуратуры продолжают стоять на страже конституционных прав граждан и помогать, в первую очередь, социально незащищённым слоям населения.

Количество показов: 1683
Вернуться назад Поделиться: