8 февраля 2016
Навстречу выборам. Повышаем правовую культуру.
18 сентября 2016 года на территории Российской Федерации пройдут выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.
В целях повышения правовой культуры избирателей территориальная избирательная комиссия Геленджикская начинает знакомить избирателей с новеллами в избирательном законодательстве, а также основными этапами подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.
Выборы депутатов Государственной Думы 2016 года
1. Нормативное регулирование избирательной кампании
2. Система избирательных комиссий
3. Стадии избирательного процесса
3.1. Назначение выборов
3.2. Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов
а) Пассивное избирательное право
б) Выдвижение федерального списка кандидатов
в) Выдвижение политической партией кандидатов по одномандатным округам
г) Представление документов о выдвижении в комиссии
д) Самовыдвижение
е) Поддержка выдвижения федеральных списков кандидатов, кандидатов
ж) Сбор подписей избирателей
з) Представление и проверка документов для регистрации федерального списка кандидатов, кандидатов
и) Регистрация федерального списка кандидатов
3.3. Информационное обеспечение выборов и предвыборная агитация
3.4. Финансирование избирательной кампании
3.5. Порядок голосования
3.6. Порядок голосования вне помещения для голосования
3.7. Открепительные удостоверения
3.8. Итоги и результаты выборов, распределение депутатских мандатов
1. Нормативное регулирование избирательной кампании
22 февраля 2014 года был принят новый Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», существенно изменивший порядок подготовки и проведения выборов. Данным законом возвращена смешанная, мажоритарно-пропорциональная система формирования Государственной Думы.
Помимо указанного Федерального закона, выборы депутатов Госдумы регламентируются Конституцией Российской Федерации, Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. № 300-ФЗ «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», постановлениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
2. Система избирательных комиссий
Органами, осуществляющими подготовку и проведение выборов депутатов Госдумы, являются избирательные комиссии, представляющие собой систему:
Центральная избирательная комиссия;
Избирательные комиссии субъектов РФ;
Территориальные избирательные комиссии;
Участковые избирательные комиссии.
3. Стадии избирательного процесса
Любая избирательная кампания проходит несколько практически последовательных стадий:
а) подготовительная стадия (образование избирательных округов и назначение выборов);
б) выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов;
в) предвыборная агитация и информационная деятельность;
г) голосование;
д) подведение итогов голосования и установление результатов выборов.
Данные стадии не пересекаются, за исключением агитации, ведение которой возможно с момента выдвижения кандидата, списка кандидатов, за исключением агитации через СМИ.
Кроме того, в ходе всей избирательной кампании кандидаты и избирательные объединения вправе осуществлять деятельность, связанную с финансированием своей избирательной кампании.
3.1. Образование избирательных округов, назначение выборов депутатов Госдумы
Для проведения выборов депутатов Государственной Думы, избираемых по одномандатным избирательным округам, на территории Российской Федерации образуется 225 одномандатных избирательных округов. Одномандатные избирательные округа образуются на основе единой нормы представительства избирателей, определяемой путем деления общего числа избирателей, зарегистрированных в Российской Федерации, на общее число одномандатных избирательных округов.
Схема одномандатных избирательных округов разрабатывается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и утверждается федеральным законом сроком на 10 лет.
Схема, по которой будут проводиться предстоящие выборы депутатов Госдумы, утверждена Федеральным законом от 3 ноября 2015 года № 300-ФЗ. Согласно данному Федеральному закону на территории Краснодарского края образовано 8 одномандатных избирательных округов:
Краснодарский одномандатный избирательный округ № 46;
Красноармейский одномандатный избирательный округ № 47;
Славянский одномандатный избирательный округ № 48;
Туапсинский одномандатный избирательный округ № 49;
Сочинский одномандатный избирательный округ № 50;
Тихорецкий одномандатный избирательный округ № 51;
Армавирский одномандатный избирательный округ № 52;
Каневской одномандатный избирательный округ № 53.
Федеральный избирательный округ включает в себя всю территорию Российской Федерации. По федеральному избирательному округу также избирается 225 депутатов.
Выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является третье воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Отдельно оговорено, что в 2016 году выборы будут проводиться в третье воскресенье сентября, то есть 18 сентября 2016 года.
Назначение выборов будет осуществлено в период с 31 мая по 19 июня 2016 года.
3.2. Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов
а) Пассивное избирательное право
Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, может быть избран депутатом Государственной Думы.
Не имеет права быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации:
1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
2) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, - до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости;
3) осужденный к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, - до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости;
4) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
5) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами» и 20.29 «Производство и распространение экстремистских материалов» КоАП РФ, если голосование на выборах депутатов Государственной Думы состоится до окончания срока, в течениекоторого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
6) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо факт совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (экстремистские высказывания), если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий пяти лет до дня голосования.
Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно или в составе федеральных списков кандидатов.
Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также путем выдвижения их политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах.
Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями.
Политическая партия вправе выдвинуть кандидатами, в том числе в составе федерального списка кандидатов, граждан, являющихся членами данной политической партии, а также граждан, не являющихся членами данной или иной политической партии. Политическая партия не вправе выдвинуть кандидатами, в том числе в составе федерального списка кандидатов, граждан, являющихся членами иных политических партий.
б) Выдвижение федерального списка кандидатов
Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии.
Выдвижение федерального списка кандидатов осуществляется в течение 25 дней после дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.
Состав федерального списка кандидатов и порядок размещения в нем кандидатов определяются политической партией.
Федеральный список кандидатов может быть разбит на общефедеральную и региональную части. В региональной части федерального списка кандидатов должно быть указано, какой группе субъектов Российской Федерации, какому субъекту Российской Федерации, какому одномандатному избирательному округу или каким одномандатным избирательным округам соответствует каждая региональная группа кандидатов. При отсутствии в федеральном списке кандидатов общефедеральной части весь список разбивается на региональные группы кандидатов в соответствии с требованиями настоящей статьи.
В федеральном списке кандидатов должно быть не менее 200 и не более 400 кандидатов, региональных групп кандидатов должно быть не менее 35. В общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более десяти кандидатов. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать всю территорию Российской Федерации.
В федеральный список кандидатов могут быть включены кандидаты, выдвинутые политической партией по одномандатным избирательным округам.
Кандидат может упоминаться в федеральном списке кандидатов только один раз.
в) Выдвижение политической партией кандидатов по одномандатным округам
Решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам также принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Выдвинутые кандидаты включаются в список кандидатов по одномандатным избирательным округам.
В одном одномандатном избирательном округе политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата.
Выдвижение политической партией кандидатов по одномандатным избирательным округам на съезде политической партии осуществляется в течение 25 дней после дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.
г) Представление документов о выдвижении в комиссии
Федеральный список кандидатов, список кандидатов по одномандатным избирательным округам представляются уполномоченным представителем политической партии в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее чем через 25 дней после дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.
Одновременно с федеральным списком кандидатов, со списком кандидатов по одномандатным избирательным округам уполномоченный представитель политической партии представляет иные указанные в Федеральном законе документы, необходимые для выдвижения.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение семи дней со дня представления документов рассматривает представленные документы, по результатам рассмотрения заверяет федеральный список кандидатов, список кандидатов по одномандатным избирательным округам и выдает уполномоченному представителю политической партии копию заверенного федерального списка кандидатов, копию заверенного списка кандидатов по одномандатным избирательным округам.
После представления федерального списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным избирательным округам в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в состав данного списка и в порядок размещения в нем кандидатов не могут быть внесены изменения, кроме случаев, когда такие изменения вызваны выбытием кандидата по его личному заявлению, либо исключением кандидата политической партией из соответствующего списка, либо исключением кандидата из соответствующего списка наосновании решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, либо изменением избирательного округа, по которому выдвинут кандидат, либо смертью кандидата.
Кандидат, выдвинутый политической партией по одномандатному избирательному округу и включенный в заверенный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации список кандидатов по одномандатным избирательным округам, не позднее чем через 35 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах, иные документы, необходимые для выдвижения.
Представление в окружную избирательную комиссию указанных документов считается уведомлением о выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу.
д) Самовыдвижение
Гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, вправе выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы.
Самовыдвижение кандидата может осуществляться только по одному одномандатному избирательному округу. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, не может быть выдвинут политической партией.
Самовыдвижение кандидата по одномандатному избирательному округу осуществляется в течение 25 дней после дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.
Гражданин Российской Федерации, выдвинувший свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу, представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию письменное уведомление о самовыдвижении, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения и адрес места жительства.
Одновременно с уведомлением в соответствующую окружную избирательную комиссию представляются заявление кандидата о его согласии баллотироваться и иные документы, необходимые для выдвижения.
Уведомление о самовыдвижении и прилагаемые к нему документы кандидат представляет в окружную избирательную комиссию лично. Уведомление о самовыдвижении и прилагаемые к нему документы могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случае, если кандидат болен или содержится в месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
е) Поддержка выдвижения федеральных списков кандидатов, кандидатов
Необходимым условием регистрации федерального списка кандидатов, кандидата является поддержка их выдвижения избирателями, наличие которой определяется по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения.
От сбора подписей для подтверждения поддержки избирателей освобождены следующие партии:
Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»;
Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ;
Политическая партия ЛДПР – Либерально-демократическая партия России;
Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»;
Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО»;
Политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ»;
Политическая партия «Гражданская Платформа»;
Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ;
Политическая партия «Российская партия пенсионеров за справедливость»;
ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «РОДИНА»;
Политическая партия «Республиканская партия России – Партия народной свободы»;
Политическая партия «Российская экологическая партия «Зелёные»;
Всероссийская политическая партия «Гражданская Сила»;
В поддержку выдвижения федерального списка кандидатов иными политическими партиями должно быть собрано не менее 200 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7 тысяч подписей избирателей, зарегистрированных в данном субъекте Российской Федерации. В случае регистрации федерального списка кандидатов, выдвинутого такой партией, кандидаты от партии, выдвинутые по одномандатным округам, регистрируются без сбора подписей.
Все остальные кандидаты, выдвинутые партиями, а также кандидаты, выдвинутые в порядке самовыдвижения, должны собрать подписи избирателей в количестве не менее 3 процентов от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, - не менее 3 тысяч подписей избирателей.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через 10 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы составит актуальный список политических партий, обязанных собирать подписи избирателей в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов и кандидатов по одномандатным округам.
ж) Сбор подписей избирателей
Подписи, собираемые в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидата, вносятся в подписные листы, которые изготавливаются по форме установленной Федеральным законом.
Оплата изготовления подписных листов осуществляется только из средств соответствующего избирательного фонда. Политическая партия, кандидат вправе начать сбор подписей избирателей со дня оплаты изготовления подписных листов.
В поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата допускается сбор подписей только тех избирателей, место жительства которых расположено на территории того одномандатного избирательного округа, в котором выдвинут кандидат.
Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему на момент сбора подписей возраста 18 лет. Политическая партия, кандидат могут заключить с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств соответствующего избирательного фонда.
Политическая партия, кандидат обязаны составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей. Сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц в списке, составленном на бумажном носителе, удостоверяются нотариально.
Сбор подписей избирателей осуществляется по месту жительства и в других местах, где проведение предвыборной агитации и сбор подписей не запрещены федеральным законом.
Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей избирателей не допускается. Запрещается в процессе сбора подписей избирателей принуждать избирателей ставить свои подписи и вознаграждать их за это в любой форме, а также осуществлять сбор подписей избирателей на рабочих местах, в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат и при оказании благотворительной помощи. Подписи, собранные с нарушением положений настоящей части, являются недействительными.
Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения разных федеральных списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) разных кандидатов, но только один раз в поддержку выдвижения одного и того же федерального списка кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) одного и того же кандидата.
Каждый подписной лист с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидата, должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и кандидата (уполномоченного представителя политической партии).
Подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов, представляются в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, а в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата - в окружную избирательную комиссию. Подписные листы представляются в пронумерованном и сброшюрованном виде.
з) Представление и проверка документов для регистрации федерального списка кандидатов, кандидатов
Для регистрации федерального списка кандидатов необходимые документы представляются в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, для регистрации кандидатов – в соответствующую окружную избирательную комиссию.
Для регистрации необходимо представить документы, подтверждающие открытие специального избирательного счета, сведения об изменении данных о кандидатах, подписные листы с подписями избирателей и иные документы, связанные со сбором подписей избирателей.
Документы представляются в соответствующую избирательную комиссию одновременно не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.
Избирательная комиссия проверяет соблюдение требований Федерального закона при выдвижении федеральных списков кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, достоверность сведений о кандидатах и иных сведений, представленных политическими партиями. В случае представления подписных листов с подписями избирателей избирательная комиссия проверяет соблюдение требований Федерального закона к сбору подписей избирателей и оформлению подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах.
При проведении проверки подписей избирателей проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации федерального списка кандидатов, кандидата количества подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, поставивших свои подписи в подписных листах. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия).
Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.
По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Такая подпись признается недостоверной на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке.
Недействительными признаются подписи избирателей, собранные с нарушением установленного порядка, подписи избирателей, указавших не соответствующие действительности сведения.
Если количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от установленного количества подписей, подлежащих проверке, в предусмотренном настоящей статьей порядке проводится дополнительная проверка еще 15 процентов подписей от количества подписей, необходимого для регистрации.
Если суммарное количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и федеральный список, кандидат не регистрируется.
Федеральный список кандидатов не регистрируется, если количества представленных подписей избирателей за вычетом подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, недостаточно для регистрации.
и) Регистрация федерального списка кандидатов
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через 10 дней после дня приема документов, необходимых для регистрации федерального списка кандидатов, принимает решение о регистрации федерального списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.
Основаниями отказа являются:
1) несоблюдение при выдвижении федерального списка кандидатов требований законодательства;
2) отсутствие документов, необходимых для регистрации;
3) наличие на день, предшествующий дню заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации федерального списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона;
4) отсутствие на день, предшествующий дню заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации федерального списка кандидатов, в документах каких-либо сведений, предусмотренных Федеральным законом;
5) установленный решением суда факт несоблюдения политической партией ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
6) установленный решением суда факт подкупа избирателей политической партией, ее доверенным лицом, уполномоченным представителем, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией;
7) несоздание политической партией своего избирательного фонда;
8) использование политической партией при финансировании своей избирательной кампании помимо средств своего избирательного фонда и избирательных фондов своих региональных отделений иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленной Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии;
9) превышение политической партией при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленной Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии;
10) превышение числа кандидатов, исключенных из федерального списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, по решению политической партии (за исключением случаев выбытия кандидатов по вынуждающим к тому обстоятельствам), а также по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации более чем на 25 процентов от общего числа кандидатов в заверенном федеральном списке кандидатов;
11) неоднократное использование уполномоченным представителем или доверенным лицом политической партии преимуществ должностного или служебного положения;
12) выбытие кандидатов из федерального списка кандидатов, в результате которого число региональных групп кандидатов оказалось менее двадцати шести;
13) наличие среди подписей избирателей, представленных в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с Федеральным законом сбор подписей запрещен;
14) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов, либо выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, подлежащих проверке.
В случае отказа в регистрации федерального списка кандидатов его повторное выдвижение возможно при соблюдении порядка и сроков, установленных настоящим Федеральным законом.
После регистрации федерального списка кандидатов кандидат, включенный в указанный список, приобретает статус зарегистрированного кандидата. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение.
Регистрация кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу
Окружная избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней после дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу, принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.
В случае отказа в регистрации кандидата его повторное выдвижение возможно при соблюдении порядка и сроков, установленных настоящим Федеральным законом.
Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение.
Окружные и территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 15 дней до дня голосования размещают на стендах в своих помещениях информацию о зарегистрированных федеральных списках кандидатов и зарегистрированных кандидатах. Таким же образом размещается информация об отмене регистрации зарегистрированных федеральных списков кандидатов, кандидатов, о выбытии кандидатов из зарегистрированных федеральных списков кандидатов.
3.3. Информационное обеспечение выборов и предвыборная агитация
Информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов.
Основное отличие информирования избирателей от предвыборной агитации состоит в следующем:
Информирование избирателей осуществляется специальным субъектом – это органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, юридические и физические лица в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральным законом. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о политических партиях, выдвинувших федеральные списки кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидатах. Информирование избирателей всегда объективно и достоверно.
Предвыборная агитация всегда имеет специальную цель - побудить избирателей к голосованию за кандидата, список кандидатов или против него (них). Вся предвыборная агитация фактически сводится к тому, чтобы склонить избирателя к голосованию за одного из кандидатов, федеральных списков кандидатов. Требования объективности и достоверности к предвыборной агитации не применяются.
В период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы предвыборной агитацией признаются:
1) призывы голосовать за федеральный список кандидатов (федеральные списки кандидатов) или против него (них) либо за кандидата (кандидатов) или против него (них);
2) выражение предпочтения какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, какому-либо кандидату (каким-либо кандидатам), в частности указание на то, за какую политическую партию, какой федеральный список кандидатов, какого кандидата (каких кандидатов) будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения);
3) описание возможных последствий допуска того или иного федерального списка кандидатов к распределению депутатских мандатов, избрания того или иного кандидата;
4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
5) распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей;
6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидату (кандидатам).
Предвыборная агитация может проводиться:
1) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;
2) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
4) другими не запрещенными настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами методами.
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях проводится в форме публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс-конференций, интервью, выступлений, показа телеочерков, видеофильмов о политических партиях, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, зарегистрированном кандидате (зарегистрированных кандидатах), в других не запрещенных федеральным законом формах.
Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, вправе самостоятельно определять содержание, формы и методы своей предвыборной агитации, самостоятельно проводить ее, а также привлекать к проведению предвыборной агитации иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При проведении агитационных мероприятий от имени политической партии вправе выступать кандидаты, уполномоченные на то политической партией, а также уполномоченные представители и доверенные лица политической партии (далее также - представители политической партии), от имени кандидата - его доверенные лица.
Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:
1) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
2) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения. Указание в предвыборном агитационном материале должности такого лица не является нарушением настоящего запрета;
3) воинским частям, военным учреждениям и организациям;
4) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении ими обрядов и церемоний;
5) избирательным комиссиям и членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;
6) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным организациям;
7) международным организациям и международным общественным движениям;
8) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителям редакций сетевых изданий при осуществлении ими профессиональной деятельности;
9) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (экстремистские высказывания).
Запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах.
Использование в агитационных материалах изображения физического лица, высказываний физического лица о политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, о кандидате (кандидатах) допускается только с письменного согласия данного физического лица.
Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств избирательного фонда политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, избирательных фондов ее региональных отделений (при наличии таких избирательных фондов), избирательных фондов кандидатов.
Политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов либо выдвинувшая только кандидатов, зарегистрированных по одномандатным избирательным округам, не позднее чем за 20 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном общероссийском государственном периодическом печатном издании, размещает ее в сети «Интернет» и в течение этого же срока представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации копию указанной публикации, а также сообщает адрес сайта в сети «Интернет», на котором размещена предвыборная программа данной политической партии.
Агитационный период для политической партии начинается со дня принятия ею решения о выдвижении федерального списка кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе федерального списка кандидатов, начинается со дня представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации федерального списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, начинается со дня представления кандидатом в окружную избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Размещение агитационных материалов в сетевых изданиях прекращается в 16 часов по московскому времени последнего дня агитационного периода.
Проведение предвыборной агитации в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования запрещается.
Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее вывешенные (размещенные на рекламных конструкциях) в установленном настоящим Федеральным законом порядке вне зданий, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, на расстоянии не менее 50 метров от входа в них, могут сохраняться в день голосования на прежних местах.
Проведение предвыборной агитации имеет свои ограничения.
При проведении предвыборной агитации не допускается нарушение ограничений, предусмотренных пунктами 1 и 1.1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а именно экстремистские высказывания.
При проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы, сбор подписей избирателей, участие в проведении предвыборной агитации; производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, участвовавших в предвыборной агитации, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением агитационных материалов, которые специально изготовлены для избирательной кампании и стоимость которых не превышает 100 рублей за единицу продукции; оказывать услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещания им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
В период избирательной кампании не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов либо которые иным образом связаны с выборами депутатов Государственной Думы.
Участники избирательного процесса в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Иные физические и юридические лица в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе, поручению или от имени политических партий, кандидатов, доверенных лиц и уполномоченных представителей, а также проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию.
Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.
Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации и принимают меры по устранению допущенных нарушений. Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источники их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.
3.4. Финансирование избирательной кампании
Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязана создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании. Региональное отделение такой политической партии, зарегистрированное в соответствии с федеральным законом в субъекте Российской Федерации, вправе по решению уполномоченного уставом политической партии руководящего органа политической партии создать свой избирательный фонд, если в федеральном списке кандидатов, выдвинутом этой политической партией, имеется региональная группа кандидатов, соответствующая этому субъекту Российской Федерации, в том числе в составе группы субъектов Российской Федерации, или части его территории. Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, обязан создать собственный избирательный фонд. Политическая партия, выдвинувшая кандидатов только по одномандатным избирательным округам, кандидат, включенный в федеральный список кандидатов, собственные избирательные фонды не создают.
Избирательные фонды политических партий могут создаваться только за счет собственных средств политической партии
, а также добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.
Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии не может превышать 700 миллионов рублей. В указанную сумму не включаются расходы из средств избирательных фондов региональных отделений политической партии.
Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда регионального отделения политической партии, в федеральном списке кандидатов которой региональная группа кандидатов соответствует (региональные группы кандидатов соответствуют) субъекту Российской Федерации (всем одномандатным избирательным округам, образованным на территории субъекта Российской Федерации), в том числе в составе группы субъектов Российской Федерации, варьируется в зависимости от численности избирателей от 15 до 100 миллионов рублей.
Избирательные фонды кандидатов могут создаваться только за счет собственных средств политической партии (если кандидат выдвинут политической партией),
собственных средств кандидата,
а также добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.
Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата не может превышать 15 миллионов рублей.
Средства избирательных фондов политических партий, кандидатов имеют целевое назначение и могут использоваться только:
1) на финансовое обеспечение организационно-технических мероприятий, направленных на сбор подписей избирателей, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей;
2) на проведение предвыборной агитации, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;
3) на оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами и юридическими лицами, а также иных расходов, непосредственно связанных с проведением политической партией, кандидатом своей избирательной кампании.
Политическая партия, кандидат вправе использовать только денежные средства, поступившие в избирательные фонды в установленном Федеральным законом порядке.
3.5. Порядок голосования
Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу.
Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, место жительства которого находится на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, имеет право избирать депутата Государственной Думы по этому одномандатному избирательному округу. Право избирать депутата Государственной Думы по одномандатному избирательному округу имеет также гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, зарегистрированный по месту пребывания на территории этого одномандатного избирательного округа не менее чем за три месяца до дня голосования.
Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей через средства массовой информации или иным способом не позднее чем за десять дней до дня голосования.
Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения. Каждый избиратель имеет право получить два избирательных бюллетеня: один для голосования по федеральному избирательному округу и один для голосования по соответствующему одномандатному избирательному округу. Если избиратель голосует по открепительному удостоверению за пределами территории одномандатного избирательного округа, в котором он обладает активным избирательным правом, он вправе получить только один избирательный бюллетень - для голосования по федеральному избирательному округу. Перед выдачей избирательных бюллетеней член участковой избирательной комиссии обязан удостовериться в том, что избирателю не было выдано открепительное удостоверение, он не проголосовал досрочно, письменное заявление (устное обращение) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования не зарегистрировано в реестре, и к нему не направлены члены участковой избирательной комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования.
При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя либо по его просьбе указанные сведения могут быть проставлены в списке избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в получении каждого избирательного бюллетеня. Член участковой избирательной комиссии, выдавший избирателю избирательные бюллетени, также расписывается в соответствующей графе списка избирателей.
Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательные бюллетени любого знака: в бюллетене для голосования по федеральному избирательному округу - в квадрат, относящийся к федеральному списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор; в бюллетене для голосования по одномандатному избирательному округу - в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор.
Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. Избирательные бюллетени заполняются в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо.
Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательных бюллетеней или заполнить избирательные бюллетени, принять участие в электронном голосовании, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, доверенным лицом или уполномоченным представителем политической партии, в том числе по финансовым вопросам, уполномоченным представителем регионального отделения политической партии по финансовым вопросам, уполномоченным представителем кандидата по финансовым вопросам, наблюдателем, иностранным (международным) наблюдателем. Такой избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В этом случае в соответствующей графе (соответствующих графах) списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю.
В помощь избирателям, являющимся инвалидами по зрению, по решению соответствующей избирательной комиссии изготавливаются специальные трафареты для самостоятельного заполнения избирательных бюллетеней, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Избирательные участки, для которых изготавливаются такие трафареты, определяются решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член участковой избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя и расписывается.
Заполненные избирательные бюллетени избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования.
3.6. Порядок голосования вне помещения для голосования
Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) самостоятельно прибыть в помещение для голосования. Участковая избирательная комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования на основании письменного заявления (устного обращения) избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Указанное заявление может быть подано избирателем в любое время в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования (то есть до 14-00). Заявление, поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем избиратель либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления.
В заявлении избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть изложена причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования. Участковая избирательная комиссия на своем заседании вправе признать неуважительной причину, по которой избиратель не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, и на этом основании отказать избирателю в проведении голосования вне помещения для голосования. О принятом решении об отказе в проведении такого голосования избирательная комиссия немедленно извещает избирателя.
Голосование вне помещения для голосования проводят члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы, реестр либо заверенную выписку из него, содержащую сведения об избирателях и запись о поступивших письменных заявлениях избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие письменные заявления избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирателями избирательных бюллетеней.
Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления которых зарегистрированы в реестре.
Если избиратель, от которого поступило заявление о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования после того, как к нему были направлены члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса для проведения голосования вне помещения для голосования, никто из членов участковой избирательной комиссии не вправе выдать ему в помещении для голосования избирательные бюллетени, пока не возвратятся члены участковой избирательной комиссии, проводящие голосование вне помещения для голосования по заявлению этого избирателя, и не будет установлено, что указанный избиратель не проголосовал вне помещения для голосования.
3.7. Открепительные удостоверения
Избиратель, который не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 45 - 10 дней до дня голосования) либо в участковой избирательной комиссии (за 9 и менее дней до дня голосования) открепительное удостоверение и принять участие в голосовании по тому избирательному округу, в котором этот избиратель обладает активным избирательным, и на том избирательном участке, где он будет находиться в день голосования.
Открепительное удостоверение выдается соответствующей избирательной комиссией на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение выдается лично избирателю либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения (если избиратель находится в этом учреждении на излечении), администрацией учреждения, где содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений (если избиратель содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого).
Повторная выдача открепительного удостоверения не допускается. В случае утраты открепительного удостоверения его дубликат не выдается.
По предъявлении открепительного удостоверения в день голосования избиратель дополнительно включается в список избирателей на том избирательном участке, где он будет находиться в день голосования.
3.8. Итоги и результаты выборов, распределение депутатских мандатов
По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования.
По результатам подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования и направляет его в вышестоящую избирательную комиссию.
Результаты выборов по одномандатному избирательному округу определяет окружная избирательная комиссия. Избранным признается кандидат, набравший большинство голосов по отношению к другим кандидатам.
Результаты выборов по федеральному избирательному округу определяет Центральная избирательная комиссия. Мандаты распределяются между федеральными списками кандидатов пропорционально полученному числу голосов избирателей.
К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются.
Если за федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, подано в совокупности 50 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускаются указанные списки, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей федеральные списки кандидатов, получившие менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, пока общее число голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допускаемые к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 50 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Если за один федеральный список кандидатов подано более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, а остальные федеральные списки кандидатов получили менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускается указанный федеральный список кандидатов, а также федеральный список кандидатов, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, из числа федеральных списков кандидатов, получивших менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Депутатские мандаты, полученные партией, распределяются между зарегистрированными кандидатами в соответствии с порядком их размещения в федеральном списке кандидатов, установленным при регистрации этого списка Центральной избирательной комиссией Рос