ЖКХ. Защита прав потребителей

  
ЖКХ. Защита прав потребителей

02.04.2024

ЖКХ. Защита прав потребителей

Как осуществляется защита прав потребителей в сфере ЖКХ и что можно предпринять в случае их нарушения?

Поставкой коммунальных услуг жильцам многоквартирных домов занимаются частные фирмы. Они не всегда делаю

т то, что положено им по договору. Чтобы противостоять нарушению собственных прав, надо знать, на какие законы опираться, а также профильные надзорные органы.

Статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) устанавливает основные правила управления многоквартирным домом. Это основной закон, который регулирует права граждан в ЖКХ. Исходя из того, какие обязанности несет управляющая компания, мы можем определить, какими правами наделены ее клиенты. Не только Жилищный кодекс устанавливает нормы отношений между Управляющей Компанией (УК) и жильцами. Закон РФ «О защите прав потребителей» (Закон о ЗПП) также устанавливает правила управления домом. Этот закон не стоит рассматривать в отрыве от Жилищного кодекса, их статьи дополняют друг друга и точно регламентируют права потребителя в сфере ЖКХ:

Первое, на что указывает закон – право потребителя на безопасность и соответствие эксплуатации дома требованиям закона. Об этом говорится в п.1.1 ст.161 ЖК РФ, еще в пользу этого говорит седьмая статья Закона о ЗПП. Управляющая компания должна систематически проводить уборку помещений и заменять старое или поломанное оборудование. Чтобы реализовывалось право потребителя на проживание в безопасной и чистой среде, УК обязана не только проводить соответствующие работы, но и отчитываться за них перед жителями. Отчет она должна подготовить в течение 5 дней после поступления соответствующей заявки от жильца в офис. В отчете должны содержаться сведения об объеме работ, бухгалтерии и результатах. Некоторые компании любят сваливать ответственность по обслуживанию дома с себя на муниципальные органы, но п.2.3 ст.161 ЖК РФ говорит о том, что УК берет на себя обязанность самостоятельно исполнять все обязанности по содержанию дома.

Вторым правом потребителя является получение приобретенной услуги в нужном объеме, с соблюдением всех условий по коллективному договору. Потребитель имеет право требовать от управляющей компании оказания услуг без задержек. Если УК медлит с оказанием услуг и не может поставлять свет или просто не делает плановый ремонт, то это также является нарушением прав жильцов. Они могут потребовать возмещения неустойки согласно п.5 ст.28 Закона о ЗПП. Сумма ущерба должна быть вычтена из счета, который получат жильцы. Неустойкасогласно этой статье составляет 3% от ценыуслуги. Явным нарушением прав являются растраты в самой УК, проведение работ, которые не соответствуют санитарным и техническим нормам.

И если имеют место данные нарушения, согласно ст.17 Закона о ЗПП жильцы имеют право подать на компанию в суд.

Третьим главным правом жильцов является получение достоверных сведений о работе УК. Прежде всего финансовых, касающихся траты средств на закупку коммунальных ресурсов у сторонних фирм. Об этом говорит п.10 ст.161 ЖК РФ. Управляющая компания обязана каждый квартал направлять жильцам отчет о расходах и доходах. Жильцы имеют право в любой момент сделать запрос, чтобы узнать финансовую отчетность компании.

Нарушение прав потребителя в сфере ЖКХ влечет за собой ответственность по Закону о ЗПП, статья 10 этого документа обязывает управляющую фирму предоставлять жильцам всю информацию, касающуюся ее деятельности. В том случае если УК не отчитывается по запросу, либо не рассылает в конце каждого квартала эту информацию по квартирам, это бездействие со стороны УК является нарушением прав потребителя.

Защита потребителей в сфере ЖКХ основывается на заключенном договоре. Чтобы защитить свои права по договору, в большинстве случаев необходимо обращаться в Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ). Это государственный надзорный орган, который контролирует все коммунальные службы в пределах одной территориальной единицы, осуществляет надзор за тем, как управляющие компании соблюдают жилищное законодательство. ГЖИ рассматривает все жалобы, применяет меры административного воздействия в отношении УК, а также обязывает ее выполнять обязательства по договору управления многоквартирным домом.

В жалобе необходимо излагать суть проблемы, наименование компании и реквизиты пострадавшего лица. Подробно описать, в чем именно состоит нарушение ваших прав, ссылаясь на 161 статью ЖК РФ. ГЖИ должна за 30 дней рассмотреть заявку и отреагировать на нее в течение двух недель.

Досудебная защита -это способ разрешения конфликта, при котором либо стороны сами приходят к компромиссу, либо дело рассматривают внесудебные органы, если ваши требования так и не будут выполнены, пишите жалобу в ГЖИ либо обращайтесь в суд с исковым заявлением.

В исковом заявлении необходимо изложить суть проблемы с приложением копий документов, подтверждающих оплату коммунальных услуг, обращений в УК, в качестве доказательства халатности фирмы. Исковое заявление по делу, в котором ущерб составляет менее 50 тысяч рублей, рассматривается местным мировым судом.

Права управляющей компании также регулируют законодательные акты, и она также имеет возможность урегулировать споры через суд.

В суде потребитель также вправе просить с УК компенсации морального вреда (в соответствии со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей») и взыскания штрафа в размере 50-ти процентов от присужденной суммы в соответствии с положениями статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Просмотров: 65

Возврат к списку